Авторы |
Жерепа Юлия Сергеевна, оперуполномоченный, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Пензенской области (Россия, г. Пенза, ул. Кирпичная, 22), E-mail: iuzherepa@mvd.ru
Сизов Владимир Александрович, кандидат социологических наук, доцент, кафедра правосудия, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: vas-055@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В связи с внесенными в 2016 г. изменениями в Уголовный кодекс (УК) РФ при выявлении фактов взяточничества у правоохранительных органов возникли проблемы, обусловленные несовершенством действующего законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность. До настоящего времени так и не нашел своего решения вопрос криминализации посредничества в мелком взяточничестве. Криминализация является необходимой, однако для этого важно первоначально решить вопрос о криминализации посредничества во взяточничестве независимо от суммы взятки. Остается открытым вопрос о легальном закреплении понятия «оперативный эксперимент». Указанные пробелы не позволяют проводить соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, что зачастую является единственным способом выявления и раскрытия фактов взяточничества, а также приводят к спорным ситуациям при определении правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами.
Материалы и методы. В статье проанализированы изменения, внесенные в УК и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ, вступившим в силу с 15 июля 2016 г., Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 15 апреля 2015 г. «О возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств в отношении А. В. Носко (дело № 22-П15)», а также статистических данных МВД России и Управления МВД (УМВД) России по Пензенской области по преступлениям, предусмотренным ст. 290, 291, 291.2 УК РФ.
Результаты. Анализ следственной и судебной практики свидетельствует о том, что имеется прямая зависимость между размером взятки и количеством совершаемых преступлений. Подавляющее большинство взяток – это взятки, размер которых не превышает 10 тыс. руб. Приведенные в статье статистические данные подтверждают, что фактически введенные изменения в УК РФ выделяют мелкое взяточничество в отдельную категорию преступлений, однако не предусматривают, каким образом и какие именно подразделения правоохранительных органов должны заниматься борьбой с ними, что фактически приводит к безнаказанности за мелкое взяточничество. До настоящего времени в правовых нормах не закреплены понятие оперативного эксперимента и процедура его проведения. Необходимо отметить, что ряд положений нашел отражение в приказах правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем ведомственные нормативные акты не способны разрешить проблемы, возникающие при определении законности проведения оперативного эксперимента надзорными органами. Данные обстоятельства усложняют задачу противодействия коррупции и негативно влияют на эффективность и результативность деятельности правоохранительных органов по пресечению взяточничества.
Выводы. Изменения, внесенные в уголовное законодательство в части ответственности за взяточничество, не в полной мере удовлетворяют потребности правоохранительных органов для эффективного противодействия коррупции. Необходимо рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за посредничество в мелком взяточничестве, а также законодательно закрепить понятие оперативного эксперимента и регламент его проведения.
|
Ключевые слова
|
взяточничество, незаконное денежное вознаграждение, минимальная сумма взятки, оперативно-розыскное мероприятие, оперативный эксперимент, подстрекательские действия, провокация
|
Список литературы |
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
2. О статусе военнослужащих : Федер. закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. от 01.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // СПС «Консультант Плюс». – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
4. Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/
5. Михайлов, В. И. Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество / В. И. Михайлов // Уголовное право. – 2016. – № 5. – С. 46–56.
6. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12.01.2012 № 47-011-83 // СПС «КонсультантПлюс». – 2017. – URL: www.consultant.ru
7. Сердюк, А. А. Инициатива и злоупотребление ею при проведении оперативного эксперимента по выявлению взяточничества / А. А. Сердюк // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 1 (42). – С. 139–141.
8. Долгинов, С. Д. Организационные и правовые проблемы проведения оперативного эксперимента / С. Д. Долгинов // Вестник Пермского университета. – 2015. – № 1 (27). – С. 117–122.
9. Лапин, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ : учеб. пособие / Е. С. Лапин. – М. : Юрлитинформ, 2014. – 232 с.
|